?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у octoberlosos в Интервью с Анатолием Вассерманом.




В этот раз читателю предлагается интервью, которое нам согласился дать известный журналист и политический консультант Анатолий Вассерман, за что ему огромное спасибо.

Мы обсудили с Анатолием Александровичем вопросы расширения территории Москвы, а так же её транспортные проблемы, поговорили о предстоящих митингах перед инаугурацией президента, обсудили события на Ближнем Востоке, а так же выяснили его мнение об изменении мировой экономической и политической системы в ближайшем будущем.
О.Л.: — Здравствуйте!
А.В.: — Рад пообщаться.

О.Л.: — Давайте начнём разговор с Москвы, а дальше уже пойдём по нарастающей. Нынешний мэр Собянин получил в наследство проблемы с транспортом, жилфондом, мигрантами и т.д. Основываясь на уже принятых им решениях и их реализации, на Ваш взгляд, как он справляется со своими обязанностями?
А.В.: — Насколько я могу судить, развитие идёт в том же русле. Продолжается исполнение планов, принятых ещё при Лужкове. Разве что строительство четвёртого транспортного кольца официально отменено. Взамен решено построить несколько хордовых магистралей. Поскольку они пересекаются, получится то же кольцо, но менее удобной формы и с очень сложными развязками на пересечениях. Зато новая власть демонстрирует радикальность изменения планов.

О.Л.: — Вы говорили, что готовили Лужкову записки с рекомендациями по различным вопросам. Обращается ли к Вам за консультациями нынешнее руководство?
А.В.: — Нет.

О.Л.: — Хотелось бы узнать Ваше мнение о проекте увеличения территории Москвы. Ведь, в общем-то, это приведёт к снижению таких важных параметров как, например, плотности чел./км² лишь на бумаге, а на практике это практически не решит ни транспортных, ни жилищных, ни других проблем.
А.В.: — Это действительно не решит ни одной проблемы, зато создаст множество новых. Многие крупные структуры — от большого магазина до министерства — образуют естественные центры притяжения транспортных потоков. Если мы перенесём Государственную Думу с Охотного ряда куда-нибудь в Троицк — это значит лишь, что за нею переместится поток автомобилей самих депутатов, их помощников, посетителей, просителей. Сейчас, кстати, заметная их часть пользуется находящимися в нескольких шагах от здания станциями метро — на новом месте у них такой возможности не будет. Вдобавок сейчас можно при желании пешком пройти из Думы в Совет Федерации, Кремль, администрацию президента, несколько министерств. По новому проекту всё это разносится на десятки километров, что создаст новые транспортные потоки между ними. Ещё Владимир Ильич Ульянов предупреждал: кто пытается решить частные проблемы, не разобравшись сперва в общих, обречён то и дело наталкиваться на проявления этих общих проблем, не зная, как с ними справиться. В нашем случае общая проблема — организация транспортных потоков. Пока мы не разберёмся в ней, любые попытки создать новую столицу на новом месте будут лишь затруднять жизнь.

О.Л.: — А как Вы смотрите на другие предлагаемые варианты? Например, полное слияние Московской области и Москвы в один субъект. Или присоединение к Москве нескольких городов из МО и создание там благоприятных условий для работы, с целью оттока рабочей силы в эти города.
А.В.: — Мегаполис притягателен разнообразием рабочих мест. Чем больше город, тем вероятнее, что все члены семьи найдут себе дело по призванию и умению. Если же переехать в малый город — скорее всего кому-то из семьи придётся учиться или работать в другом месте. То есть надо будет ездить в другой город. Это повысит нагрузку на транспорт. Одно дело — ездить внутри города (пусть даже внутри нынешней Москвы диаметром три десятка километров), другое — ежедневно преодолевать многие десятки километров между городами по неизбежно худшим дорогам.

О.Л.: — Я так понимаю, Вы считаете, что многие проблемы в городе можно решить путём совершенствования системы общественного транспорта. Какие конкретные шаги в этой области нужно предпринять?
А.В.: — Если в городе четыре человека из пяти ездят на общественном транспорте, то пятому на автомобиле останется место. Но это получится, если общественный транспорт станет достаточен и количественно, и качественно. Не обязательно обтягивать трамвайные кресла кожей — но надо, чтобы даже в часы пик сидячих пассажиров было заметно больше, чем стоячих (все сидеть не будут: кому-то надо ехать всего 1-2 остановки). Не обязательно натягивать вдоль улиц травалаторы (горизонтальный аналог эскалаторов) — но надо, чтобы в любую погоду ждать того же трамвая нужно было не более 5 минут (иначе те, кому часто нужно спешить, окажутся вынуждены ловить такси). Для всего этого нужны резкий рост парка общественного транспорта, выделение при необходимости полос для его движения, обновление и совершенствование подвижного состава. Словом, никаких чудес — просто регулярная повседневная работа.

О.Л.: — После недавно прошедших в столице митингов и протестов прозвучало предложение выделить специальное место для проведения таких мероприятий. Как Вы думаете, достаточно ли будет одной такой территории, и есть ли вообще в этом смысл — ведь вряд ли это решит старую проблему, когда площадка вечно кого-то не устраивает? 
А.В.: — Одной территории хватит, если её можно разделить на несколько независимых площадок с серьёзной охраной между ними, чтобы, например, люди с Сахарного Болота и люди из Парка Победы не пошли стенка на стенку. Понятно, недовольных всегда хватит. Но если раз и навсегда установить порядок и показать, что власть не согнётся под напором хорошо режиссируемой истерии, к этому порядку привыкнут быстро — как привыкли англичане изливать политические эмоции в Уголке ораторов Гайд-парка. 

О.Л.: — К разговору о митингах — насколько известно, намечаются протестные акции, приуроченные к инаугурации президента. Вызовут ли они такой же общественный резонанс как те, что проходили зимой, или эти движения пошли на спад, и многим из участников уже стало всё равно? 
А.В.: — Технология разогрева протестных движений отрабатывается уже четверть века. В 1993-м издан даже учебник этой технологии, названный «От диктатуры к демократии». Он показывает, как превратить любую демократию в диктатуру. Против диктаторских властей он неприменим: официально его написали в помощь бирманской оппозиции, но в Бирме (ныне переименованной в Мьянму) правят всё те же военные. Причина проста: диктатура пресечёт первый же шаг по учебнику столь жёстко, что второй шаг некому будет делать. Демократия же прислушивается к своим гражданам. Если некоторые из них закричат достаточно громко — их услышат в первую очередь. На этом и основаны «цветные бунты». Поэтому, скорее всего, прединаугурационный скандал будет очень шумным и многолюдным. Надеюсь, власть понимает это и найдёт способ не попасться на провокацию. 

О.Л.: — Вы всерьёз выражаете надежду на то, что В.В. Путин начнёт ликвидировать недоработки и ошибки, и будет выполнять намеченное в программных статьях? 
А.В.: — Да. Тональность этих статей заметно отличается от риторики всё ещё действующего президента. Кроме того, уже осуществляется высказанное в первой из этих статей — 1-го октября 2011-го — намерение реинтегрировать Союз: через две недели после публикации 8 из 11 глав правительств республик СНГ подписали соглашение об Евразийской зоне свободной торговли — первом шаге по пути, указанному в статье. 

О.Л.: — Почему тогда, на Ваш взгляд, в правительстве перестановки идут путём пересаживания чиновников с одной должности на другую, даже если они не слишком преуспели на предыдущем посту? Разве можно надеяться на положительные изменения, если по ключевым постам мигрируют одни и те же лица? 
А.В.: — У каждого человека — свой набор личных качеств, полезный на одной работе и вредный на другой. Например, пока Дмитрий Анатольевич Медведев не занял высший пост в стране, было не видно, что он не умеет ставить задачи самому себе. Теперь, когда это ясно, он переходит на пост, где ставить ему задачи будет президент. А с исполнением задач он — судя по всему его прежнему опыту — справится. Думаю, многие другие высшие управленцы тоже будут перемещены на роли, более подходящие к их личным возможностям. 

О.Л.: — Теперь давайте перейдём к международным делам. Египту, Тунису, Йемену, Ливии и др. уже досталось. Насильственное добавление в этот список Сирии с Ираном — это вопрос уже решённый или всё же с ними будут тянуть как можно дольше, и искать другие способы дестабилизации? 
А.В.: — Думаю, дипломатические игры вокруг Сирии потому так и тянутся, что Соединённые Государства Америки уже не столь могущественны, чтобы (как было с Ираком) организовать вторжение вопреки мнению большей части стран мира. Вдобавок выборы президента и парламента СГА уже столь близки, что действующая власть вряд ли рискнёт лезть в силовой конфликт, в начале которого возможны любые случайности. Надеюсь, что и способы «мирной» дестабилизации уже исчерпали свои возможности. 

О.Л.: — Какие последствия для России повлечет развитие событий по наихудшему сценарию? 
А.В.: — Массированные потоки беженцев и вынужденный всплеск террора — оружия слабых против сильных — поблизости от наших границ заведомо опасны для нас. 

О.Л.: — Если посмотреть глобально — на Ваш взгляд, как долго будет продолжаться такая ситуация, когда одна страна, в силу финансовых и других проблем, принимает решения, приводящие в результате к известным событиям? 
А.В.: — Трудно сказать. Мне кажется, возможности СГА близки к исчерпанию. Но вся нынешняя мировая система выстроена в расчёте на их гегемонию. И никто не пойдёт на демонтаж системы, пока не выстроится хотя бы в общих чертах новая и не будет уверенности, что переход получится без больших потрясений. 

О.Л.: — Будет ли в ближайшем будущем меняться мировая экономическая система и может ли это, наконец, привести к окончанию всего этого безобразия? 
А.В.: — По моим расчётам, уже к концу нынешнего десятилетия плановое управление всем мировым хозяйством станет по всем показателям выгоднее (по многим показателям — в несколько раз выгоднее) рыночного. Более того, представляется возможным безударный переход к новой системе управления. Тогда неограниченная эмиссия мировой валюты (и война как средство обеспечения этой эмиссии) перестанет приносить доход. Так что подождём: уже недолго. 

О.Л.: — Большое Вам спасибо за содержательную беседу!
А.В.: — Большое Вам спасибо за содержательные вопросы.


Profile

vdnoise
vdnoise

Latest Month

July 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow